Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Редкие животные Урала

Климатические условия

Область в силу своего географического положения обладает редкими природно-климатическими условиями. На северо-западе – леса и горы. Самая высокая точка — гора Большой Нургуш, ее высота 1406,6 метра над уровнем моря. В общей сложности леса занимают 24 % территории области. Остальная территория — это лесостепи и степи.

Водные ресурсы представлены многочисленными реками, крупнейшие Миасс и Урал, и озерами. Их насчитывается 3 170, они довольно крупные, 98 площадью более 5 квадратных километров. Жемчужиной края считают озеро Увильды, его зеркало составляет 68 км2.

Такое уникальное сочетание природных условий определяет разнообразие животных Челябинской области. Здесь есть представители трех зон: степной, лесостепной и горнолесной. Для сохранения животного и растительного мира в области созданы больше 200 охраняемых территорий общей площадью 1 034 тысячи га (11 % всей территории области). В их число входят:

  • Ильменский заповедник.
  • Историко-археологический музей-заповедник «Аркаим».
  • Национальный парк «Таганай».
  • Национальный парк «Зюраткуль».

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в детский сад, то увидела, что около нашей группы сидит маленький человечек и плачет. Ребята, как вы думаете, кто это? (достаю куклу)

-Дети: гномик.

— Я спросила гномика, почему он плачет и знаете, что он мне сказал.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Редкие животные Урала

Дети: нет.

В.: Оказывается, вчера к нему в гости приходил Буратино и подарил ему книжку. Читал, читал гномик книжку, да никак понять не мог: про кого эта книга. Грустно стало ему, вот он и заплакал. И сегодня пришел он к нам в сад, чтобы мы помогли ему.

В.: А вы хотите помочь гномику?

Дети: Да

В.: А вот и книжка, в этой книге, ребята загадки. А про кого эти загадки, гномик не знает.

— Давайте, мы ребята попробуем отгадать их. Слушайте меня внимательно.

Сердитый недотрога

Живет в глухом лесу.

Иголок очень много, а ниток не одной.

Воспитатель.: Про кого эта загадка? (про ежа)

— А почему вы решили, что это ежик?

(он маленький и у него есть иголки и т. д.)

— Правильно, ребята, значит первая загадка про ежа.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна

Просыпается от сна (медведь)

Комочек пуха.

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (заяц)

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет.

В деревне кур крадет (лиса)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (волк)

Воспитатель: Вот видишь, гномик, все твои загадки ребята отгадали (гном шепчет на ухо)

— Ребята, гномик говорит, что он почти ничего не знает про этих животных, кто они такие и где они живут?

-Давайте дети, расскажем гномику, все, что мы о них знаем. Про кого мы сейчас отгадывали загадки?

Дети: Про животных.

Педагогический проект «Дикие животные Урала»

_ А какие это животные?

Дети: дикие. (хором)

— А почему этих животных называют «дикие животные»

(ответы детей).

-Ребята, гномик, говорит, что у него тоже дома живут животные: кошка, собака, корова, и поросенок.

— скажите, ребята, а как называют этих животных?

(ответы детей)

— Назовите еще раз гномику всех животных, которых вы знаете.

(ответы детей)

-А как, вы думаете, ребята, дикие животные живут в лесу все вместе или каждый в своем домике?

Дети: каждый в своем домике.

А где же живет еж?

Дети: в норке.

-А норка у него большая или маленькая?

Дети: маленькая.

— А почему?

Дети: потому что он маленький.

— Правильно, ребята, а еще для того чтобы он прятаться от своих врагов. Ведь, в маленькую норку не сможет залезть крупное животное.

— А какие у ежика могут быть враги?

Дети: Лиса

-Правильно, лиса. Лиса любит охотиться на ежей. А где же сама живет лиса

Дети: в норе.

— А какое животное очень похоже на лису?

Дети: Волк

-А чем он похож на лису? Где он живет?

Аналогичные вопросы задаю и про других животных.

-Правильно, ребята, у каждого животного в лесу есть свой домик. У белки –дупло на дереве, у лисы, волка и ежа-нора, заяц живет и прячется под ветками и деревьев. А медведь не делает себе ни норы, ни дупла. Но как только наступает зима, медведь находит удобное место, строит себе берлогу и до самой весны ложится в спячку.

-А что же делают другие дикие животные? Как они спасаются от холодной зимы?

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Редкие животные Урала

(ответы детей)

-А чем же питаются дикие животные в лесу? Я буду показывать вам картинки с изображением животных, а вы будете называть кто это, а потом перечислять, что он ест.

(ответы детей)

-Правильно, ребята, все животные питаются по-разному. Вот, например, заяц очень любит грызть сочную травку, а зимой –кору деревьев и кустарников. Белка тоже любит грызть, но т. к. она живет на дереве, то грызет орешки, семена, шишки, любит корешки и даже грибы.

-Как ребята, можно еще назвать белку и зайца)

Дети: грызуны.

В.: А почему мы их так называем?

(ответы детей)

-А вот волк, лиса и еж не едят траву, они охотятся на мелких животных. Как мы их называем?

Дети:хищники

-А почему мы их так называем?

(ответы детей)

— А как вы думаете, кто такой медведь? Медведь –это тоже хищник, хотя он любит полакомиться и ягодами, корешками растений и медом диких пчел.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Редкие животные Урала

_ А еще живут животные, которых мы называем травоядные. Какие это животные?

Дети: Лось, кабан.

— А почему мы их называем травоядными животными

(ответы детей)

— Ребята, как вы думаете, все ли дикие животные похожи друг на друга.

Дети: нет

-А чем они отличаются? А чем они похожи?

(сравнивают по два животных)

— А теперь, каждый из вас мысленно представит себя каким –либо животными мы с вами поиграем

Мы проверили осанку, и свели лопатки.

Мы походили на цыпочках, а потом на пятках.

Пойдем мягко как лисята, и как мишка косолапый,

И как зайка-трусишка, и как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся ежик сладко потянулся.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Редкие животные Урала

(Дети садятся на свои места)

— Вот, видишь гномик, какие разные дикие животные живут в лесу.

-А давайте вместе с гномиком поиграем. Игра «Закончи предложение»

Хитрая, как ….(лиса)

Колючий, как (еж)

Трусливый, как (заяц)

Косолапый, как (медведь)

Шустрая, как … (белка)

Злой, как (волк)

-Ребята, а вы знаете ли сказки, стихи и рассказы про диких животных? В каких произведениях они встречаются?

(Дети перечисляют)

-Молодцы, ребята, давайте мы на память подарим книжку гномику.

(Гномик благодарит детей и уходит.)

Лепка «Какие звери живут в зимнем лесу».

Цель: Обогащать знания детей о животных, лепить животных из целого куска, передавать движение (сидит, бежит, повернул голову и т. д.).

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Редкие животные Урала

Материал: Рисунки зимнего леса, пластилин, дощечки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций.

Виды животных

Виды животных Челябинской области многочисленные и разнообразные. Здесь обитают:

  • млекопитающих – более 60 видов;
  • птиц – около 300;
  • пресмыкающихся – до 20;
  • рыб – 60;
  • насекомых – более 10 000 видов.

Не все они находятся в безопасности. Основной враг всего живого на Земле — сам человек. Бесконтрольная добыча животных в совокупности с хозяйственной деятельностью приводит к плачевным последствиям. Иногда на восстановление уходит не один десяток лет, а порой восполнить утрату уже невозможно.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки зимнего леса.

— Ребята на прошлом занятии мы с вами рисовали зимний лес, скажите пожалуйста, какие животные живут в лесу? (дикие).

— Каких диких животных вы знаете? (ответы детей).

— Сегодня мы с вами будим лепить животных (по выбору, которые могут жить в этом лесу.

— Ребята давайте, вспомним, их характерные особенности.

(у зайца ушки длинные, у лисы и волка уши имеют треугольную форму и т. д.).

Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх, шевелитесь, пальчики,

– Так шевелят ушками серенькие зайчики.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Редкие животные Урала

Крадемся тихо на носочках, как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом, и мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише – притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу, топтался и рычал.

Хотел он очень меда, а где достать – не знал.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Редкие животные Урала

— А теперь приступаем к работе.

— Молодцы! Посмотрите какие замечательные животные у вас получились. Давайте расставим наших животных на подставки.

Хищники

Самым крупным хищником среди животных Челябинской области является бурый медведь, распространен в горнолесных районах. Он делит угодья с другими «охотниками»:

  • барсук, распространен по всей области;
  • волк, встречается во всех районах;
  • горностай, можно встретить в лесостепной зоне, в горной части – в сосново-березовых и темнохвойных лесах;
  • европейская норка, населяет лесостепные и степные зоны на берегах рек и озер;
  • енотовидная собака, распространена по всей территории области;
  • корсак (степная лисица) обитает только в южных районах области;
  • колонок (род ласок и хорей), любит леса, отмечено появление в лесостепи на восточном предгорье Южного Урала;
  • ласка делит территорию с горностаем;
  • лесная куница, предпочитает селиться в лесных массивах;
  • обыкновенная лисица, наиболее многочисленное поголовье в лесостепной зоне;
  • речная выдра, предпочитает реки горнолесной зоны, очень редкий вид;
  • рысь, охотится в горнолесных районах области;
  • светлый (степной) хорек, основной ореол обитания — степь и лесостепь, но селится и в горнолесных районах;
  • черный (лесной) хорек, встречается крайне редко в горнолесной зоне, в основном в лиственных или смешанных лесах.

Копытные

Достаточно широко представлены копытные животные. В Челябинской области есть районы для комфортного проживания как лесных, так и степных представителей этого отряда:

  • кабан предпочитает низинные, болотистые районы, частый гость горнолесной и лесостепной зон;
  • косуля практически не заходит в горные таежные леса, основное место проживания – степь и лесостепь;
  • лось, самый крупный представитель отряда копытных, встречается во всех районах области, предпочитает леса;
  • пятнистый олень, численность которого угрожающе мала, любит лиственные леса и степные участки;
  • сайгак, постоянно на территории Челябинской области не обитает, встречается на границе с Казахстаном, откуда и заходит.

Охраняемые

Огромное количество насекомых, наличие богатой флоры во всех природных зонах – привлекательные условия для представителей отряда грызунов, насекомоядных, рукокрылых, зайцеобразных. К сожалению, не все виды имеют большие популяции. В списке охраняемых животных Челябинской области есть представители практически всех видов.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Редкие животные Урала

Животные Красной книги Челябинской области:

  • млекопитающие – 17 видов;
  • птицы – 48;
  • пресмыкающиеся – 5;
  • земноводные – 3;
  • насекомые –95;
  • моллюски –3.

Правительство области принимает меры для сохранения природных ресурсов. В 2009 году был утвержден документ, ограничивающий истребление животных:

  • запрещена добыча пресмыкающихся с использованием взрывчатки;
  • нельзя ловить птиц при помощи ловушек, хищных птиц, клея;
  • сокольничим разрешен отлов только двух соколов в год;
  • наложен запрет на добычу певчих птиц в период размножения и воспитания птенчиков, теперь их можно ловить только в период с 15 августа до 15 апреля;
  • наложен полный запрет на сбор яиц рептилий и птиц, икры амфибий;
  • нельзя разорять гнезда птиц, разрушать норы животных.

Чтобы добывать животных, не являющихся объектами рыболовства и охоты, требуется специальное разрешение.

Редкий вид

Самый редкий охраняемый вид животных Челябинской области – русская выхухоль. Малоизученный, с критически малым поголовьем особей. Внесен в Международную Красную книгу. В 19-м веке животные встречались по всей территории области. Из-за хозяйственной деятельности человека ареал обитания резко сократился, поголовье уменьшилось.

В середине двадцатого века (с 1953 года) начались работы по реакклиматизации животных. Популяция ограничена, и количество особей в ней практически не увеличивается. Животные часто попадают в сети и гибнут или замерзают в промерзающих водоемах, кроме того, браконьеры истребляют их из-за ценного меха.

Это один из самых крупных представителей европейских насекомоядных. Длина тела достигает 22 см, а хвоста – 21 см. Живой вес колеблется в пределах 350-520 грамм. На почти незаметной шее голова конической формы, снабженная подвижным и длинным носом-хоботком. Глаза маленькие, рудиментарные с хорошо развитыми веками.

Наружное слуховое ухо отсутствует, его заменяют слуховые щели, размером примерно 1 см. При нырянии под воду они способны смыкаться. Носовые отверстия тоже замыкаются, для этого в носовой полости есть специальный клапан. Короткие конечности пятипалые с когтями, довольно длинными, немного изогнутыми.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Редкие животные Урала

Обитает на берегах небольших озер или рек с тихим течением. Глубина водоемов обычно не превышает 3-х метров, предпочитает берега, заросшие кустарником. Кормится пиявками, моллюсками, насекомыми.

Ссылка на основную публикацию