Приучение собаки к движению рядом с дрессировщиком

Тренировка собак по общему курсу дрессировки

Практическое использование собак для охраны объектов, розыска нарушителей, перевозки грузов, пастьбы и охраны стад и других целей возможно только после соответствующей дрессировки.

В процессе занятий дрессировщик побуждает собаку совершать такие действия, которые обеспечивают ее последующее практическое использование. Одновременно он задерживает и прекращает все нежелательные действия собаки.

Дрессировка служебных собак — это сложный и кропотливый, очень интересный творческий труд, а нелегкая забава.

Курс дрессировки служебных собак состоит из двух разделов — общего и специального. В процессе общего курса дрессировки (ОКД) отрабатываются приемы, которые подчиняют собаку дрессировщику и служат основой для занятий по специальному курсу. При отработке приемов ОКД дрессировщик получает возможность изучать индивидуальные особенности собаки, направлять ее поведение, физически развивать и собаку. Большинство приемов ОКД являются в дальнейшем вспомогательными для специальной дрессировки.

Отработка одних приемов ОКД обеспечивает образование навыков, которые основаны на состоянии возбуждения нервной системы собаки (например, подход к дрессировщику по команде, свободное состояние по команде и т. п.). С помощью других приемов вырабатываются такие навыки, которые основаны на торможении нервной системы собаки (например, запрещение нежелательных действий по команде, различные выдержки и т. п.).

Большинство приемов ОКД имеет цель установить в нервной системе собаки необходимые соотношения между процессами возбуждения и торможения, сбалансировать эти процессы между собой, что в конечном итоге обеспечивает безотказность и четкость в работе собаки, ее. Естественно поэтому, что дрессировка собак всегда начинается с отработки приемов общего курса.

Специальный курс дрессировки предусматривает отработку таких приемов, которые обеспечивают использование собаки на специальной работе (караульная, розыскная, ездовая и т. д.). Подробно каждый из этих приемов будет рассмотрен в дальнейшем.

В настоящее время в клубах служебного собаководства ДОСААФ приняты следующие виды специальной службы собак: караульная, защитно-караульная, розыскная, подноса легких грузов, буксировка лыжника, ездовая.

Приемы общего и специального курсов дрессировки собак должны отрабатываться в такой последовательности, которая наилучшим образом обеспечит достижение конечной цели дрессировки. Такую последовательность в отработке приемов и их расположение по определенной системе принято называть методикой дрессировки.

Методика дрессировки собак основана на строгой последовательности отработки приемов по принципу, а также на определенной взаимосвязи между приемами (отработка одних приемов служит основой для отработки последующих).

Во время занятий по ОКД и специальному курсу необходимо придерживаться некоторых основных положений, изложенных ниже.

Занятия нужно начинать в легких условиях, постепенно усложняя влияние окружающей среды.

На первых занятиях основное внимание следует уделить установлению правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой. С этой целью рекомендуется больше гулять и играть с нею.

Приемы надо отрабатывать комплексно, т. е. одновременно и параллельно несколько приемов, строго соблюдая установленную последовательность. Для облегчения этой задачи обычно составляют методические планы по ОКД и специальным службам.

Комплексный метод отработки приемов значительно ускоряет дрессировку и повышает ее качество, так как его использование делает дрессировку менее утомительной для собаки.

Содержание и дрессировка служебных собак 2. Общий курс дрессировки.

Нельзя начинать отработку нового приема в конце занятия, когда нервная система собаки уже утомлена. Лучше всего это делать в первой половине занятия, но не в самом начале, когда собака еще недостаточно.

Не следует перегружать занятия одновременной отработкой многих приемов. В течение одного часа рекомендуется отрабатывать поочередно не более трех-четырех приемов. Нельзя также допускать однообразного повторения одного и того же приема: это быстро утомит собаку.

Необходимо постоянно учитывать факторы, влияющие на собаку во время дрессировки, и умело использовать их.

Прежде чем начать занятия по ОКД или любой специальной службе, дрессировщик должен твердо решить, чего он хочет достигнуть и какими способами будет добиваться поставленных задач. Иначе говоря, ему необходимо разработать весь методический план.

Начиная отработку каждого приема, дрессировщик обязан ясно представлять себе все элементы и стадии примерно по следующей схеме: цель и практическая необходимость приема; условные и безусловные раздражители, применяемые при его отработке; метод и техника отработки приема по стадиям; норматив отработанного приема.

Успеха в дрессировке служебных собак можно добиться только при условии систематической, продуманной, творческой работы дрессировщика.

а) установление правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой;

Приучение собаки к движению рядом с дрессировщиком

б) приучение собаки к кличке;

в) приучение собаки к ошейнику и свободному движению на поводке;

г) приучение собаки к движению рядом с дрессировщиком;

д) приучение собаки к принятию свободного состояния;

е) приучение собаки подходу к дрессировщику;

ж) приучение собаки садиться по команде;

з) приучение собаки к стойке на месте по команде; и) приучение собаки ложиться по команде;

к) приучение собаки к прекращению нежелательных действий;

л) приучение собаки к возвращению на место;

м) приучение собаки к подаче предметов;

н) приучение собаки к движению вперед по команде;

о) приучение собаки к прыжкам;

п) приучение собаки к лазанию по лестнице;

Содержание и дрессировка служебных собак

р) приучение собаки к выстрелам, взрывам и другим сильным звуковым раздражителям;

с) приучение собаки не брать корм из рук посторонних и гс земли;

т) приучение собаки к подаче голоса по команде.

а) Установление правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой.

Установление правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой воспитывает у нее доверчивое отношение к дрессировщику, что позволяет последнему проводить дрессировку и выполнять все работы, связанные с содержанием собаки и уходом за ней. Установление правильных взаимоотношений не является отдельным приемом дрессировки в строгом значении этого понятия, а представляет собой сумму действий дрессировщика во всех случаях его общения с собакой (кормление, чистка, прогулки, занятия и т. д.).

Контакт между дрессировщиком и собакой устанавливается с первой же встречи, а затем складывается и крепнет в течение всего периода дрессировки. В первые дни общения собака особенно внимательна ко всем действиям дрессировщика и чутко воспринимает самые незначительные изменения в его поведении. Поэтому дрессировщик в этот период должен вести себя особенно бдительно и обязан всесторонне продумывать каждое свое действие.

Необходимо стремиться к тому, чтобы как можно больше бывать с собакой (кормление, чистка, прогулки). Если собака выращена дрессировщиком со щенячьего возраста, то к моменту дрессировки правильные взаимоотношения между дрессировщиком и собакой оказываются уже сложившимися и это очень облегчает работу.

Содержание и дрессировка служебных собак 2. Общий курс дрессировки. Рис. 25. Дача лакомства собаке

При первом подходе к собаке нужно вести себя смело, но осторожно, и быть готовым к любым неожиданностям. Обычно первая встреча дрессировщика с собакой происходит в тот момент, когда собака находится одна в каком-либо помещении или в момент, когда старый владелец передает собаку (на поводке) дрессировщику.

В первом случае, войдя в помещение, где находится собака, дрессировщик может ожидать любых неожиданностей. Например, злобная собака способна наброситься на дрессировщика, трусливая может убежать и забиться в угол. Но чаще всего собака стоит в настороженной позе и недоверчиво наблюдает за действиями дрессировщика.

В подобных случаях дрессировщик должен, назвав кличку, решительно подойти к собаке, быстро взять ее за ошейник и спокойно вывести из помещения, часто повторяя кличку собаки и лаская ее свободной рукой. Прикрепив затем к ошейнику поводок, рекомендуется прогуляться с собакой, изредка называя ее кличку, возбуждая небольшими пробежками, оглаживая и давая лакомство.

Лакомство нужно давать так, как показано на рис. 25. Во время прогулки дрессировщик должен позволить собаке тщательно себя обнюхать. При этом нельзя проявлять робость или совершать резкие движения. Если собака не подпускает к себе дрессировщика, он должен терпеливо приучать ее к себе, используя для этого кормление и дополнительное подкармливание (лакомство), и при первой же возможности вывести собаку на прогулку.

Общение с робкими, трусливыми собаками требует особой осторожности со стороны дрессировщика. В этих случаях совершенно недопустимы грубость, резкие движения, нервозность. Развить у такой собаки доверчивое отношение к дрессировщику можно только лаской, игрой, выдержанностью и подкармливанием лакомством.

Тренировка собак предусматривает систематические упражнения, необходимые для сохранения, закрепления и шлифовки навыков, выработанных у собак в процессе дрессировки по общему курсу.

Тренировка является составной частью дрессировки, причем в системе дрессировки ей принадлежит очень важное место. Тренировка предотвращает ослабление или полное угасание навыков, образованных у собаки во время дрессировки, и способствует их дальнейшему закреплению, совершенствованию и шлифовке. Особое внимание во время тренировки необходимо обращать на совершенствование тех навыков, которые потребуются при отработке специальных приемов по той или иной службе.

Рис. 40. Второй способ приучения собаки к подаче предметов

А — правильно; б, в — неправильно

Если первая встреча дрессировщика с собакой происходит в момент, когда старый владелец передает собаку на поводке, установление первоначального контакта между дрессировщиком и собакой происходит обычно следующим образом. Старый владелец выводит собаку на удлиненном поводке на прогулку. Пользуясь отвлечениями собаки во время прогулки, дрессировщик подходит сзади и незаметно для нее берет поводок у старого владельца, который после этого быстро уходит (прячется).

Продолжая прогулку с собакой, дрессировщик, не стесняя ее движений, называет кличку собаки, а при подходе дает ей лакомство. Если собака злобная и может напасть на дрессировщика, то старый владелец предварительно надевает на собаку намордник и в таком виде передает ее дрессировщику. Если подход к собаке был правильным, то устанавливаются правильные взаимоотношения между дрессировщиком и собакой.

1. Неправильное проведение первой встречи с собакой из-за отсутствия необходимых данных об особенностях ее поведения.

2. Нерешительность в действиях.

3. Излишняя резкость, грубость, наигранная решительность, часто проявляемые в тех случаях, когда дрессировщик пытается скрыть свой страх перед собакой.

4. Излишняя мягкость, ласковость и нетребовательность к собаке.

б) Приучение собаки к кличке

Кличка собаки — это первая, а в последующем — наиболее часто употребляемая команда, которая применяется дрессировщиком не только в процессе дрессировки, но и во всех случаях его общения с собакой. Как правило, каждая собака приучается к кличке еще в щенячьем возрасте (3–4 месяца). Но иногда необходимо приучать к кличке взрослую собаку.

В результате приучения собаки к кличке у нее вырабатывается стойкий навык: быстро и четко обращать внимание на своего дрессировщика после того, как он произносит кличку. Таким образом, кличка приобретает для собаки условное значение сигнала. В качестве клички пригодно любое короткое, звучное, с четким окончанием слово (кроме имен людей).

Приучение собаки к кличке производится следующим образом. Заготовив в кормушке лакомство или обычную пищу, дрессировщик подходит к собаке, останавливается в нескольких шагах от нее, два-три раза в ласковой интонации произносит ее кличку и одновременно протягивает к собаке руку с кормушкой. Если собака не подходит к кормушке, дрессировщику следует самому приблизиться к собаке, поставить перед ней кормушку и в ласковой интонации вновь два-три раза назвать ее кличку.

В то время как собака поедает пищу, дрессировщик в ласковой интонации опять несколько раз произносит ее кличку. После повторения этих действий у собаки образуется навык: четко и быстро настораживаться, услышав свою кличку. Как только этот навык будет образован, не следует давать лакомство в момент произнесения клички. Вместо этого нужно поощрять собаку восклицанием и сглаживанием. В дальнейшем же и это рекомендуется делать лишь изредка.

Во время занятий кличку собаки нужно произносить всегда однообразно, четко и в приказной интонации. Кличку собаки нельзя изменять и искажать сокращением или приданием ей уменьшительных (ласковых) форм. Нельзя также произносить кличку в угрожающей интонации или превращать ее из сигнала в команду для подзыва.

1. Неоднообразное и нечеткое произнесение клички.

Содержание и дрессировка служебных собак 2. Общий курс дрессировки. Рис. 26. Основная стойка дрессировщика с собакой

2. Произнесение клички в угрожающей интонации.

3. Произнесение клички слишком громким голосом.

4. Чересчур частое применение клички.

в) Приучение собаки к ошейнику и свободному движению на поводке

Приучением собаки к ошейнику и свободному движению на поводке достигают того, что у нее вырабатывается безразличное отношение к надетому ошейнику и поводку, ограничивающему ее движение. Обычно собак приучают к этому еще в возрасте четырех-пяти месяцев. По иногда возникает необходимость образовать эти навыки и у взрослой собаки.

Этот прием отрабатывается следующим образом. Держа ошейник, дрессировщик подходит к собаке, называет ее кличку, оглаживает и дает обнюхать ошейник. Затем во время игры незаметно надевает на собаку ошейник и старается отвлечь ее внимание (возбуждает ее сглаживанием, игрой, пробежкой и дачей лакомства).

Через 3–5 мин. он снимает ошейник с собаки и поощряет ее сглаживанием и дачей лакомства. Так поступают несколько раз, постепенно увеличивая длительность пребывания собаки в ошейнике; если собака проявляет беспокойство, ее отвлекают игрой и дачей лакомства. Приучая собаку к ошейнику, необходимо следить, чтобы он не был сильно затянут, но и не был слишком свободным. Считается, что ошейник надет правильно, если под него свободно проходят два пальца.

Как только собака привыкнет безразлично относиться к надетому ошейнику, можно начинать приучать ее к свободному движению на поводке. Для этого дрессировщик подходит к собаке, называет ее кличку, оглаживает и, надев на нее ошейник, незаметно пристегивает к нему поводок. Затем он выводит собаку на прогулку, побуждает ее к игре и пробежкам.

Прогулки обычно так возбуждающе действуют на собаку, что она слабо реагирует на ошейник и поводок. Во время прогулки необходимо избегать резких рывков поводком. Если собака попытается снять ошейник или проявит признаки боязни поводка, рекомендуется отвлечь ее внимание произнесением клички, дачей лакомства и другими средствами.

В дальнейшем дрессировщик постепенно ограничивает свободу движений собаки, понемногу укорачивая поводок. Затем приучает собаку безразлично относиться и к удлиненному поводку. С этой целью он с каждым разом все больше отстает от движущейся собаки, внимательно следя при этом, чтобы поводок не зацепился за какие-либо предметы и не причинил собаке болевого ощущения.

Отработку приема можно считать законченной, когда собака безразлично относится к надетому ошейнику и спокойно движется на поводке возле левой ноги дрессировщика.

1. Неправильно затянуть ошейник (слишком туго или слабо).

2. Проявить грубость при надевании на собаку ошейника.

3. Допустить резкие рывки поводком.

4. Слишком быстро перейти к движению собаки на укороченном поводке.

5. Использовать поводок в качестве хлыста.

Содержание и дрессировка служебных собак 2. Общий курс дрессировки. Рис. 27. Жест, заменяющий команду «Гуляй»

г) Приучение собаки к движению рядом с дрессировщиком

С помощью этого приема у собаки вырабатывают стойкий навык безотказного движения рядом с дрессировщиком по команде и жесту.

Приучать собаку к движению рядом с дрессировщиком нужно в процессе различных действий (во время передвижений вместе с собакой, при конвоировании задержанного и т. д.). В качестве условного раздражителя при отработке этого приема применяется команда и жест — легкое похлопывание ладонью левой руки по бедру левой ноги, а в качестве безусловного раздражителя — рывок поводком, оглаживание и лакомство.

Прием отрабатывается после приучения собаки к ошейнику и свободному движению на поводке в следующем порядке.

После выгуливания собаки дрессировщик принимает основную стойку с собакой (рис. 26). Для этого он берет собаку на короткий поводок и ставит ее с левой стороны от себя так, чтобы колено его левой ноги касалось правой лопатки собаки. Такое положение собаки около дрессировщика наиболее удобно для управления собакой и передвижения с ней.

Левой рукой дрессировщик берет поводок в 20–30 см от ошейника так, чтобы он свободно двигался в слегка сжатой кисти руки. Остальную часть поводка собирают гармошкой в кулак правой руки (поводок, находящийся между левой и правой рукой, должен немного провисать — так он не будет мешать взмахам руки дрессировщика при движении).

Если первая встреча дрессировщика с собакой происходит в момент, когда старый владелец передает собаку на поводке, установление первоначального контакта между дрессировщиком и собакой происходит обычно следующим образом. Старый владелец выводит собаку на удлиненном поводке на прогулку. Пользуясь отвлечениями собаки во время прогулки, дрессировщик подходит сзади и незаметно для нее берет поводок у старого владельца, который после этого быстро уходит (прячется).

Продолжая прогулку с собакой, дрессировщик, не стесняя ее движений, называет кличку собаки, а при подходе дает ей лакомство. Если собака злобная и может напасть на дрессировщика, то старый владелец предварительно надевает на собаку намордник и в таком виде передает ее дрессировщику. Если подход к собаке был правильным, то устанавливаются правильные взаимоотношения между дрессировщиком и собакой.

1. Неправильное проведение первой встречи с собакой из-за отсутствия необходимых данных об особенностях ее поведения.

2. Нерешительность в действиях.

3. Излишняя резкость, грубость, наигранная решительность, часто проявляемые в тех случаях, когда дрессировщик пытается скрыть свой страх перед собакой.

4. Излишняя мягкость, ласковость и нетребовательность к собаке.

б) Приучение собаки к кличке

Кличка собаки — это первая, а в последующем — наиболее часто употребляемая команда, которая применяется дрессировщиком не только в процессе дрессировки, но и во всех случаях его общения с собакой. Как правило, каждая собака приучается к кличке еще в щенячьем возрасте (3–4 месяца). Но иногда необходимо приучать к кличке взрослую собаку.

Рис. 29. Обход собакой дрессировщика

Содержание и дрессировка служебных собак 2. Общий курс дрессировки. Рис. 28. Жест подзыва собаки

Добившись правильного положения собаки, дрессировщик оглаживает ее и дает лакомство. Затем он называет кличку собаки, чтобы привлечь ее внимание, а потом, после небольшой паузы, подает команду, делает рывок поводком вперед и одновременно начинает движение по прямой. В первое время, как правило, собака будет отставать от дрессировщика, или забегать вперед, или отбегать в сторону.

В этих случаях следует подать в приказной интонации команду и одновременно сделать рывок поводком: вперед, если собака отстает; назад, если собака забегает вперед; к себе, если собака отбегает в сторону. Как только собака займет правильное положение у ноги дрессировщика, нужно продолжать движение и поощрить ее.

При отработке этого приема необходимо следить, чтобы поводок всегда был ослаблен, а не натянут; это позволит собаке совершать, отходя от ноги дрессировщика. Каждую собаки нужно немедленно исправлять, используя для этой цели команду и рывок поводком. На первых занятиях такие рывки не должны быть излишне сильными;

Обычно уже на четвертом-шестом занятии у большинства собак образуется четкий условный рефлекс на команду. Чтобы убедиться в этом, дрессировщик во время движения, заметив, что собака отстает или выбегает вперед, должен подать команду, не сопровождая ее рывком поводка. Если собака займет по этой команде правильное положение у ноги дрессировщика, значит первоначальный условный рефлекс уже образовался.

Усложнение в отработке навыка состоит в том, что дрессировщик передвигается с собакой, меняя темп движения, делает остановки во время движения и повороты не только на месте, но и в процессе движения. При изменении темпа движения нужно сначала подать команду, а затем сделать рывок поводком: вперед, если темп движения ускоряется, и назад, если темп замедляется.

При поворотах на месте и в процессе движения сначала подается команда, затем также следует рывок поводком. Если поворот совершается направо, то рывок поводком производится вперед; если поворот — совершается налево, то рывок производится назад — это как бы осаживает собаку. Повороты кругом с собакой выполняются через правое плечо и рывок поводком, следовательно, производится — вперед.

Для дальнейшего закрепления навыка в процессе занятий вводят различные отвлекающие раздражители, а затем приступают к отработке навыка на жест, заменяющий команду. С этой целью дрессировщик, держа поводок в правой руке, подает перед началом движения жест (похлопывает ладонью левой руки по бедру левой ноги) и команду, сопровождая их рывком поводка вперед. Постепенно команда и рывок поводком применяются все реже и заменяются только подачей жеста.

Шлифовку навыка осуществляют с помощью дальнейшего усложнения обстановки занятий и перехода к работе без поводка. Для этого следует вначале держать собаку по время занятий на очень ослабленном поводке, а затем опускать его на землю. Если собака будет слабо реагировать на команду и жест, то дрессировщик должен или наступить на поводок ногой во время движения, или поднять его и сделать сильный рывок, предварительно подав команду в угрожающей интонации.

В процессе дальнейшей работы с собакой необходимо периодически подкреплять условные раздражители (команду и жест) безусловным раздражителем (рывком поводка), умышленно ставя собаку в такие условия, чтобы она совершила. Пользоваться при отработке этого приема строгим ошейником (парфорсом) можно лишь в исключительных случаях, когда рывок поводком не оказывает на собаку желаемого действия. При этом необходимо всегда учитывать индивидуальные особенности животного.

Отработку навыка можно считать законченной, если собака без поводка по первой команде или жесту дрессировщика быстро и четко занимает правильное положение у его левой ноги и длительно сохраняет его на месте и в движении при любых изменениях направления или темпа движения.

1. Неправильное использование поводка в натянутом положении, ведущее к образованию у собаки нежелательной связи — постоянно тянуть вперед.

2. Излишне резкие и сильные рывки поводком, использование строгого ошейника (парфорса) без учета индивидуальных особенностей поведения собаки, подача слишком громких команд и частое применение их в угрожающей интонации, что может привести к затормаживанию у собаки нервных процессов.

3. Слишком частые перемены направления и темпа движения в начале отработки приема, ведущие к собаки.

д) Приучение собаки к принятию свободного состояния

Приучение собаки к принятию свободного состояния по команде или жесту вырабатывает у нее навык быстрого и безотказного перехода из любого положения в свободное состояние. Образование этого навыка позволяет собаке различать свободное состояние от рабочего, которое требует от нее постоянной напряженности и внимания.

Содержание и дрессировка служебных собак 2. Общий курс дрессировки. Рис. 29. Обход собакой дрессировщика

Свободное состояние предоставляется собаке для отдыха и выгуливания при перерывах в дрессировке и в повседневной работе. В этот период утомленная нервная система собаки восстанавливает свою нормальную деятельность.

При отработке указанного приема условными раздражителями служат команда и жест — выбрасывание правой руки в сторону желательного движения собаки с одновременным небольшим наклоном корпуса и выставлением вперед правой ноги (рис. 27). Безусловным раздражителем является естественное стремление собаки к свободному состоянию. Этот прием отрабатывается одновременно с отработкой приемов и.

Затем отрабатывается подход собаки по жесту с обходом дрессировщика и остановкой у его левой ноги.

Для этого дрессировщик при подзыве собаки одновременно с командой или чуть раньше ее подает жест подзыва. После неоднократных повторений жест и команда приобретут для собаки одинаковое значение. Если собака при подзыве жестом не подходит, следует повторять жест вместе с командой до тех пор, пока она начнет подходить только по жесту.

Закрепляя образование этого навыка, необходимо перейти к работе без поводка, В случае отказа собаки выполнять команду без поводка следует вновь вернуться к работе на поводке.

Если при отработке приема собака медленно подбегает к дрессировщику, он должен при подзыве быстро отбегать от собаки, — это вызовет ускорение ее движений. Быстрый подход собаки необходимо щедро поощрять лакомством.

В тех случаях, когда собака подходит к дрессировщику, но не обходит его, не следует давать поощрения. Дрессировщику рекомендуется быстро отбежать от собаки и вновь подозвать ее. При вторичном подходе собаки руку с лакомством нужно отвести за спину, — это заставит собаку сделать обход и остановиться у левой ноги дрессировщика. Только после этого ее можно поощрить.

Прием считается отработанным, если собака в любых условиях по первой команде или жесту четко, быстро и безотказно подбегает к дрессировщику, обходит его справа и останавливается у его левой ноги.

1. Подача команды в первоначальный период в угрожающей интонации, что вызывает невыполнение команды или резко снижает темп движения собаки при подходе.

Содержание и дрессировка служебных собак 2. Общий курс дрессировки. Рис. 30. Жест посадки собаки

2. Применение при подтягивании собаки слишком сильного болевого раздражителя, в результате чего собака начинает бояться команды.

3. Невыполнение рекомендации, предусматривающей отбегание дрессировщика при недостаточно быстром подходе собаки; в итоге у собаки может выработаться замедленный, вялый подход.

4. Невнимательное отношение к положению собаки около левой ноги дрессировщика; в связи с этим у собаки может выработаться неправильное положение корпуса по отношению к дрессировщику (под углом, слишком вперед, слишком назад и т. д.).

ж) Приучение собаки садиться по команде

Приучение собаки садиться по команде вырабатывает у нее стойкий навык; безотказно и быстро садиться по команде и жесту дрессировщика и сохранять это положение до последующей команды. Необходимость образования у собаки этого навыка вызвана тем, что сидячее положение собаки является исходным при отработке ряда приемов дрессировки (укладки, стойки на месте), входит составной частью в целый ряд других более сложных навыков (подход к дрессировщику, подача предметов и т. д.) и широко используется при практическом несении службы собакой.

Условными раздражителями при отработке этого приема будут команда и жест — быстрое поднимание правой руки вперед (ладонью наружу) до уровня плеча и сгибание ее в локте (рис. 30), а безусловными — лакомство, нажим на круп собаки и легкий рывок поводком. Отработку приема следует начинать после первоначальной отработки приемов и.

Содержание и дрессировка служебных собак 2. Общий курс дрессировки. Рис. 31. Первый способ приучения собаки к посадке

В дальнейшем сам дрессировщик через препятствие уже не прыгает, он лишь побуждает собаку к самостоятельному прыжку, пробегая вместе с ней путь до препятствия. В момент, когда собака начинает совершать прыжок, дрессировщик подает команду в при казной интонации, быстро переходит на другую сторону препятствия, подходит к собаке и поощряет ее. Все эти действия также повторяют несколько раз.

Как только у собаки образуется навык и она по команде будет уверенно преодолевать препятствие, необходимо постепенно увеличивать его размеры (глухой забор — до 2 м, изгородь — до 1 м, канава — до 2 м).

Вначале собака легко преодолевает препятствия увеличенного размера, но затем, когда высота забора достигнет некоторого предела (90–120 см), появятся трудности. Дело в том, что препятствия высотой до одного метра собака преодолевает безопорным прыжком — не касаясь препятствия (рис. 43). Для преодоления более высоких препятствий (до 2 м) собаку надо обучить прыжку с зацеплением передними лапами за верх препятствия.

Рис. 30. Жест посадки собаки

Первоначальное приучение собаки к принятию свободного состояния по команде производится так. Держа собаку у левой ноги, дрессировщик пристегивает к ее ошейнику удлиненный поводок, называет кличку собаки и подает команду в живой, энергичной интонации. Правой рукой он одновременно с командой делает жест в сторону желательного движения собаки и одновременно, чтобы возбудить собаку, делает небольшую пробежку (10–20 шагов).

Если этого недостаточно, то рекомендуется вызвать собаку на игру. При отработке приема все действия дрессировщика должны быть энергичны, подвижны, жизнерадостны, они должны побуждать собаку к энергичным, живым движениям, активной игре и пробежкам. Сделав пробежку, надо дать собаке возможность свободно погулять на некотором расстоянии от дрессировщика (на расстояний удлиненного поводка).

После ряда таких повторных упражнений у собаки образуется первоначальный условный рефлекс на команду и жест и она будет живо и четко переходить в свободное состояние, которое обычно называется выгуливанием. Образование навыка у собаки произойдет быстрее, если дрессировщик, выводя собаку на прогулку или занятия, каждый раз энергично и живо подает команду, а затем предоставляет собаке возможность свободно выгуляться.

Первоначальная отработка приема проводится только на удлиненном поводке. В это время собака еще недостаточно и нет гарантии, что она не убежит от дрессировщика или не совершит какое-либо нежелательное действие. Усложняя образовавшийся навык, необходимо проводить отработку приема при наличии большого количества различных раздражителей и добиваться, чтобы собака принимала свободное состояние из различных положений (сидеть, лежать, и т. д.).

Закрепляя навык до безотказности, необходимо отрабатывать прием без поводка, из различных положений, при любой обстановке.

Навык можно считать отработанным, если собака по первой команде быстро и четко переходит в свободное состояние.

Содержание и дрессировка служебных собак 2. Общий курс дрессировки. Рис. 32. Второй способ приучения собаки к посадке

1. Отсутствие немедленного запрещения в случае, если собака удалилась на значительное расстояние от дрессировщика или исчезла из поля его зрения, что ведет к потере контакта с собакой.

2. Невнимательное наблюдение за поведением собаки во время выгуливания, приводящее к образованию нежелательных связей (поиск и поедание отбросов, нападение на животных, птиц и др.).

3. Неэнергичные, вялые действия дрессировщика, недостаточно возбуждающие собаку, в результате удлиняется процесс образования навыка, а отход собаки по команде становится вялым и недостаточным по расстоянию.

4. Излишнее увлечение игрой с собакой, приводящее к образованию нежелательных связей и ослаблению собаки.

5. Рывки поводком и грубые окрики в момент отхода собаки, снижающие активность ее отхода и подвижность во время выгуливания.

е) Приучение собаки подходу к дрессировщику

Приучение собаки подходу к дрессировщику вырабатывает у нее стойкий навык: быстро и безотказно из различных положений подходить к дрессировщику по команде или жесту и занимать место около его левой ноги. Быстрое, четкое и безотказное выполнение собакой этого навыка позволяет дрессировщику воздействовать на собаку, когда она удалена от него, и приближать се к себе для непосредственного воздействия.

Этот навык необходим и для отработки ряда специальных приемов.

Условными раздражителями при отработке указанного приема будут команда и жест — быстрое опускание правой руки к бедру (рука поднята в сторону на высоту плеча ладонью вниз; рис. 28). Безусловными раздражителями являются лакомство, легкое подтягивание собаки на поводке, оглаживание.

Прием отрабатывается в комплексе с приемами и, а в дальнейшем тесно увязывается и с другими приемами.

Первоначальный навык на команду обычно образуется у собаки еще в четырех-пятимесячном возрасте при ее кормлении, но это бывает не всегда.

Техника отработки этого приема заключается в следующем. Во время выгуливания собаки на удлиненном поводке дрессировщик, держа поводок в левой руке, называет кличку собаки и громко в ласковой интонаций подает команду. Одновременно он показывает собаке на ладони правой руки заранее подготовленное лакомство и вторично подает команду.

Лакомство привлекает собаку и она бежит к дрессировщику а он отбегает на несколько шагов назад и вновь произносит команду. Подошедшую собаку поощряют лакомством, сглаживанием и восклицанием. Если по команде собака не подходит к дрессировщику, то эту команду необходимо подать повторно и одновременно мягко, без причинения боли, подтянуть собаку к себе с помощью удлиненного поводка, повторяя команду в ласковой интонации.

Отработка приема ускоряется, если дрессировщик ежедневно, приходя к месту размещения собаки, показывает ей кусочек лакомства, одновременно подает команду в ласковой интонации и при подходе собаки отдает ей лакомство, оглаживает и произносит восклицание.

В дальнейшем, когда собака будет быстро подбегать к дрессировщику по команде, можно переходить к отработке обхода собакой дрессировщика (рис. 29). Для этого в момент, когда по команде собака подбегает к дрессировщику, он показывает ей на правой ладони лакомство и отводит руку перед ее мордой назад и за спину.

В тот момент, когда руки дрессировщика находятся за спиной, он перекладывает лакомство из правой руки в левую. Стремясь получить лакомство, собака будет обходить дрессировщика с правой стороны. Как только она окажется возле левой ноги дрессировщика, он поощряет собаку. Так проделывают несколько раз.

Приучение собаки к посадке по команде может быть проведено двумя способами: первый — вкусо-поощрительный — при помощи лакомства, второй — контрастный — при помощи нажима на круп собаки и рывка поводком с последующей дачей лакомства.

Выбор того или иного способа отработки приема зависит от индивидуальных особенностей собаки.

Первый способ чаще следует применять при дрессировке молодых собак, собак с преобладающей пищевой реакцией, а также чрезмерно злобных собак, которые при нажиме на круп и рывке поводком могут покусать дрессировщика. Наиболее широкое распространение имеет второй способ, так как навык посадки, образованный с его помощью, оказывается более стойким.

Первый способ. Держа собаку на коротком поводке (Поводок следует держать в 20–25 см от ошейника; при работе с собаками малого роста лучше опустить поводок на землю и наступить на него ногой), дрессировщик берет в правую руку лакомство и становится перед собакой (рис. 31). Назвав кличку собаки и сделав небольшую паузу, он произносит в приказной интонации команду.

Руку с лакомством вначале подносят к морде собаки, давая его обнюхать а затем плавно поднимают руку над головой собаки и отводят несколько назад вдоль туловища (по направлению к холке). Пытаясь достать лакомство, собака тянется за ним и поднимает голову. Так как поводок удерживает от прыжка, она как бы запрокидывает голову и вынуждена сесть.

Содержание и дрессировка служебных собак 2. Общий курс дрессировки. Рис. 33. Жест, заменяющий команду «Стоять»

Второй способ. Дрессировщик держит стоящую собаку на коротком поводке около своей левой ноги Повернувшись к ней вполоборота, он отставляет на полшага жую ногу и берет поводок в правую руку в 10–15 см т ошейника. Подав затем в приказной интонации команду, дрессировщик накладывает на круп собаки левую руку (ладонью вниз) и нажимает на него принуждая собаку сесть.

Если собака попытается встать, то следует немедленно подать команду в более строгой, приказной интонации. Одновременно с этим рекомендуется нажать левой рукой на круп собаки, а правой потянуть поводок вверх и назад. Это следует повторять до тех пор, пока собака не будет безотказно выполнять команду.

После того как у собаки будет образован условный рефлекс на команду возле дрессировщика, необходимо довести его до степени навыка, постепенно усложняя с этой целью условия отработки приема. Делается это следующим образом. Дрессировщик становится в одном шаге впереди собаки лицом к ней и заставляет собаку сесть по команде.

Затем расстояние от дрессировщика до собаки следует постепенно увеличивать и в зависимости от успехов доводить его до 15 м. В процессе отхода от собаки дрессировщик должен внимательно следить за ее поведением. Для этого он вначале отходит, оставаясь все время лицом к собаке, и лишь позднее отходит обычным порядком.

Если в процессе отхода дрессировщика собака попытается встать и последовать за ним, то необходимо немедленно громко подать команду в угрожающей интонации. В том случае, если собака все же встанет и направится к дрессировщику, нужно быстро подойти к ней, подать команду в резкой, угрожающей интонации и усадить собаку на прежнее место, подкрепляя команду нажимом на круп и легким рывком поводка.

Содержание и дрессировка служебных собак 2. Общий курс дрессировки. Рис. 34. Жест укладки собаки

Одновременно с увеличением дистанции отхода дрессировщика от собаки постепенно увеличивается и время выдержки собаки в сидячем положении (до пяти минут). Затем отрабатывают посадку собаки по жесту. Для этого дрессировщик, отойдя на два-три шага от стоящей собаки, подает жест, сопровождаемый командой. Затем подача команды после жеста все больше задерживается, и, наконец, команда применяется лишь тогда, когда собака не садится только по жесту.

Посадка собаки по жесту закрепляется лакомством, оглаживанием и восклицанием. Для шлифовки навыка посадки нужно использовать следующие усложнения: отходы дрессировщика от сидящей собаки в разные стороны на расстояние до 15–20 м; изменения времени выдержки собаки в сидячем положении в пределах пяти-восьми минут;

введение различных темпов отхода дрессировщика (шагом, бегом), а иногда и его исчезновения из поля зрения собаки; подачу команды или жеста при различных положениях собаки (стоячем, лежачем, во время движения); увеличение количества и силы различных отвлекающих раздражителей. Очень важно также в процессе шлифовки навыка постоянно следить за правильностью посадки собаки: не допускать заваливания крупа в сторону, неправильного положения лап и т. п.

Рис. 38. Возвращение собаки на место

Если собака без команды покинет занимаемое ею место и начнет двигаться к дрессировщику, то ее следует взять за поводок и, подав в угрожающей интонации команду, легкими рывками поводка принудить вернуться обратно. После неоднократного повторения таких действий у собаки образуется необходимый навык и по одной команде она будет возвращаться на ранее занимаемое место и принимать там прежнее положение. После выполнения собакой команды следует периодически подходить к ней и поощрять.

Чтобы добиться образования у собаки стойкого навыка, расстояние, на которое отходит дрессировщик, нужно постепенно увеличивать (в пределах размеров удлиненного поводка) и требовать от собаки, чтобы она принимала лежачее положение не далее чем в одном метре от оставленного предмета.

Впоследствии собака должна работать без поводка при условии, что дрессировщик отходит от нее на расстояние до 15 м. Постепенно следует увеличивать и выдержку собаки: в лежачем положении до подзыва дрессировщика, возле самого дрессировщика и после возвращения собаки на место. Затем можно вводить выдержку и в отсутствие дрессировщика (дрессировщик уходит или скрывается за укрытием).

Прием можно считать отработанным, если собака (без поводка) по первой команде четко и быстро возвращается на ранее занимаемое место, находящееся на расстоянии до 15 м от дрессировщика. Вернувшись на место, собака должна также самостоятельно лечь не далее чем в одном метре от оставленного предмета и соблюдать выдержку не менее пяти минут.

1. Чрезмерно сильные рывки поводком в первоначальный период занятий во время сопровождения собаки на место. В дальнейшем это вызовет замедленный темп самостоятельного возвращения собаки на ранее занимаемое место.

2. Слишком большие выдержки в первоначальный период отработки приема, приводящие к срывам.

Содержание и дрессировка служебных собак 2. Общий курс дрессировки. Рис. 35. Первый способ приучения собаки к укладке

3. Подкрепление лакомством каждого подхода собаки на подзыв дрессировщика и в результате вялый отход собаки от дрессировщика и замедленный темп ее движения во время возвращения на место.

4. Использование не знакомых собаке предметов или поноски для обозначения занимаемого ею места. В случае использования поноски собака будет стремиться взять ее и отнести дрессировщику, вместо того чтобы спокойно лечь на месте.

м) Приучение собаки к подаче предметов

Приучение собаки к подаче предметов вырабатывает у нее стойкий навык: по команде дрессировщика находить, схватывать, подносить и подавать брошенные им предметы. Этот навык является основой для последующей отработки многих специальных приемов (обыска местности, выборки вещей, работы по следу и т. д.).

При отработке указанного приема условными раздражителями будут команды, и жест — свободное выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в направлении предмета и одновременно небольшой наклон корпуса (рис. 39), а безусловными — сам предмет для подачи, лакомство и сглаживание.

Ссылка на основную публикацию