Почему в Египте кошка — священное животное?

КОШКИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Древний Египет был аграрной цивилизацией, поэтому

, уничтожавшая мышей и крыс, покушавшихся на их запасы, а также представлявших угрозу жизни змей, представляла такую ценность, что со временем была возведена в ранг священного животного. Только фараон мог считать кошек своей собственностью, поэтому все они были под его защитой и убийство любой из них каралось смертной казнью. При этом для египетского законодательства не было никакой разницы в том, что стало причиной смерти

– несчастный случай или преднамеренные действия.

Каждый египтянин пытался заманить в свой дом пушистого зверька, считалось, что кошка, проживающая в доме, хранит в нем мир и покой. Те, кто не смог заручиться покровительством обожествляемого животного, заказывали его статуэтки из дерева, бронзы или золота. Самые бедные вешали в доме папирусы с изображением грациозных зверьков.

Когда кошка умирала, все домочадцы в знак глубокого траура должны были сбривать брови. Зверька мумифицировали по всем правилам, завернув в ценную ткань виссон и обработав мумию ценными маслами. Кошек хоронили, положив в специальные сосуды или украшенные золотом и драгоценными камнями саркофаги, туда же складывали все то, что должно было скрасить их загробную жизнь – кувшинчики с молоком, сушеную рыбу, мышей и крыс.

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов.

Защищали своих хозяев и дома от злых духов. Нигде и никогда, ни в одной стране древнего мира, кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории кошки, время поклонения и обожествления. Культ кошки в древнем Египте появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания о божественности кошек встречаются ещё во времена второй династия древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.

Культ кошки Бастет имеет и экономические предпосылки. Ведь Египет — аграрная страна. Египтяне сильно зависели от урожая и его сохранности, а он нередко истреблялся полчищами грызунов.  А ведь, по подсчётам специалистов, одна кошка, охотящаяся на мышей, спасает от них в год до десяти тонн зерна. Кошки-защитницы урожая были необходимы для выживания нации.

А еще они уничтожали гадюк, которых в Древнем Египте было очень много. Там распространены рогатые гадюки – ядовитые змеи, имеющие пару клыков, с помощью которых они способны при укусе впрыскивать в жертву яд. Яд гадюк может быть весьма опасен для людей и даже смертелен.

Удивительно, но факт: египтяне использовали кошек в качестве охотничьих животных, как сейчас нередко используют собак. Кошки сопровождали хозяев на охоту на птиц или на рыбную ловлю.

Египтяне очень чтили кошек. Например, при каждом храме, где жили кошки, был человек, исполняющий почётную должность — «страж кошек». Эта должность была наследственной.

Почему в Египте кошка - священное животное?

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допусти Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей.

За убийство кошки, даже непреднамеренное, человек мог поплатится жизнью. Так, например, греческий историк Диодор Сицилийский описал случай, как один римлянин случайно переехал кошку на колеснице и был за это немедленно убит разъяренными египтянами.

Поклонение кошке однажды подвело Египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка.

Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов, так чтобы она хорошо была видна. (по другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек.

Если в доме умирала кошка то ее похороны проходили с большими почестями, вся семья погружалась в траур, который длился 70 дней.Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам.

Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа их любимицы мола возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ей при жизни, и даже мумии мышек. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

До нас дошло много кошачьих мумий, поэтому мы знаем, как выглядели древнеегипетские кошки. Они были среднего размера, рыжеватого однотонного окраса, очень худощавые, похожие на современных представительниц абиссинской породы.

В древнеегипетской Книге мёртвых изображён Великий Мату – светлый кот, спасающий людей от змея Апопа. Вероятно, кошки почитались в двояком обличии: как богиня-кошка Бастет (женская ипостась), и как кот-свет (мужская).

Культ Баст

Баст или Бастет – самая известная богиня кошка в Египте. До одомашнивания этих животных ее изображали в образе львицы или женщины с львиной головой. Приручив кошку, древние египтяне изменили образ Баст – богиня стала кошкой или прекрасной женщиной с головой кошки, превращающейся в кровожадную львицу, если человечество разгневает ее.

Баст – олицетворение жизни, веселья, домашнего очага, плодородия женщин и земли. А что означает кошка в Египте? То же, чем она является для современного человека: ласковый грациозный хищник, с удовольствием включается в игру, часто и легко плодится, если разозлить – превращается в настоящую бестию, жестокую и бесстрашную.

Даже в наше время историки находят удивительным сходство характерных образов богини и кошки, ведь пушистая недотрога пришла в дома египтян гораздо позже, чем в их душах нашлось место для Баст. Множество археологических находок – фигурки кошек, изображения на посуде, украшения, – олицетворяют именно Баст. Крупнейшее захоронение кошачьих мумий найдено в Бубастисе.

Один из экспонатов Британского музея – бронзовая статуэтка кошки из Египта (VII век до нашей эры). В образе кошки изображена Бастет – привычное кольцо в носу, серьга, скарабей на лбу. Удивительно, насколько совершенна работа древних мастеров!

Пожалуй, самый известный «кошачий персонаж» в Египте — богиня кошек по имени Баст, или Бастет (второй вариант произношения), многие из нас её видели хотя бы на картинках в школьных учебниках. Бастет покровительствовавшая красоте, любви и плодородию. Расцвет её культа пришёлся на время между Средним и Новым царством, центром поклонения стал город Бубастис. А посвящённый ей храм Бубастейон был возведён в Саккаре, недалеко от Мемфиса — столицы Древнего Царства.

Священные кошки Египта принимали непосредственное участие в ежегодных торжествах, неудивительно, что в этот период их специально разводили, выкармливая рыбой, выловленной в Ниле, и хлебом, вымоченным в молоке. Простые смертные могли приносить хвостатым свои дары, лишь когда тех выставляли напоказ. Двери храма, в котором стояли корзины с кошками, открывались для всех на второй месяц после того, как разливался Нил. Именно в это время проходили бубастиды — празднества, посвященные Баст как покровительнице урожая.

Немногим позднее, после объединения верхнего нижнего Египта под властью одного царя, сформировался  весьма значительный и влиятельный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как женщину с головой кошки и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта).

Именно Баст считалась защитницей детей фараона, силой, посылающей царям пищу, а всем женщинам — детей.  Она чтилась как покровительница беременных и рожающих. Учёные считают, что на эту мысль жрецов натолкнуло наблюдение за кошками, которые часто и  легко котятся, а затем становятся заботливыми матерями.

Баст изображалась в камне, бронзе и в золоте: она бывала запечатлена в виде либо кошки, либо девушки с кошачьей головой и с систром (музыкальным инструментом), а у её ног находились четыре котёнка.

Кошки в Древнем Египте

Существует миф о том, как бог Ра, желая помочь людям, послал на землю свою дочь. Она приняла облик львицы Сехмед и, обезумев от крови, принялась истреблять человеческий род.  Тогда бог Онурис пошёл на хитрость: он налил на землю подкрашенное в красный цвет пиво. Львица подумала, что это кровь, и принялась лакать.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис, недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст.

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом.

Возможно, кошка завоевала уважение  и своим свободолюбивым характером и независимостью. Она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир. Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями.

Культ Баст продержался до IV века нашей эры. Историки связывают возвышение этого божества и, соответственно, принижение роли Исиды с политическими переменами на территории Египта. В этот период центральная власть переместилась из Верхнего Египта в Нижний, в новую столицу Пер-Баст (дом Баст). В этом городе был построен роскошный храм богини, куда стекались паломники со всей страны.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым.

Кошка-солнце

Чем же заслужили кошки такой почёт и славу? Ведь Баст, ни много ни мало, считалась дочерью самого Ра — бога Солнца, обладала властью давать начало заре каждого нового дня и вместе со своей сестрой Сехмет выполняла роль всевидящего ока. В основе этого поклонения, оказывается, лежит… кошачий охотничий дар.

Точнее сказать, способность кошек успешно бороться со змеями. Ведь именно змей Апоп, согласно египетской мифологии, был олицетворением ужаса и мрака, а кошка, священное животное Древнего Египта, побеждая его, тем самым освобождала Солнце из леденящего холода ночи, давала ему возможность освещать мир.

По легенде, борьба тьмы и света повторялась из ночи в ночь. Светоносный Ра 12 часов плыл на ладье по небу, озаряя землю, а ближе к сумеркам, когда уставший бог засыпал, лодка пересекала границу царства мёртвых, чтобы следующие 12 часов находиться в загробном мире. В решающий час на пути ладьи с неподвижным Ра вставал из сумерек Апоп, но каждый раз змей встречал отпор отважного священного кота — Атума.

Кстати, мифические кошки, победительницы тьмы, есть даже на иллюстрациях «Книги мёртвых»: картинки изображают кота, который приготовился дать отпор ужасному Апопу. Там же описано сражение под священным деревом сикоморой между змеем и богом Ра, принявшим обличье рыжего кота.

Изображение усатого змееборца встречается и на культовых палочках сенет. Доказательства прямого отношения кошки к культу дневного светила есть и на камнях Нового Царства. Вывод один: египтяне были уверены, что исключительно благодаря зоркости и смелости кошек наш мир каждый день может радоваться животворящему свету Солнца.

Кошка-луна

Интересно, что в те же самые времена культ Баст ассоциировался одновременно и с ночным светилом, так как считалось, что именно Луна отвечает за оплодотворение и покровительствует будущим мамам и детям. О связи кошки-богини с лунным диском упоминает Плутарх в своём труде «Об Изиде и Осирисе». Египтяне были уверены, что кошка способна зачать 7 раз в жизни и дать жизнь 28 котятам. И именно столько дней насчитывает лунный календарь.

Примечательно, что олицетворение Луны, греческая богиня Артемида, убегая от чудовищного змея Пифона, также обернулась кошкой и укрылась от преследователя… в Египте!

Поклонение четвероногому воплощению богов

Хитрые кошки жили весьма вольготно: ходили и спали, где вздумается, пользовались почетом жителей, со временем абсолютно потеряли страх перед человеком. Ограничивали передвижения только храмовых животных. Но для этих кошек создавались такие условия, что бежать куда-либо не было смысла: регулярный груминг, личные лекари.

Храмовые кошки питались нежной рыбой без чешуи, которую выращивали специально для этой цели. Существовала даже почетная должность, передаваемая по наследству. В обязанности смотрителя входил не только уход за священными животными, но и создание приятной атмосферы – организация пространства, музыкального сопровождения, развлечений и т.п. Жрецы наблюдали за поведением кошек, пытаясь разгадать, что боги ходят поведать человечеству.

Домашние кошки считались хранительницами семейного благополучия. Кошка была в каждом доме, владельцы которого могли позволить себе содержание столь важной особы. Когда питомица умирала, семья выдерживала семидесятидневный траур: брили брови, ежедневно читали молитвы, ели только скромную пищу. Кошек мумифицировали и хоронили в гробах, украшенных в соответствии с достатком хозяина.

Бедняки довольствовались фигурками и изображениями кошки. Хозяин оберегал кошку от всяческих бед, следил за ее здоровьем и душевным состоянием. Если случался пожар, первым делом спасали кошку, а уже потом пытались вынести нехитрый скарб. Когда кошка заболевала, глава семьи шел в храм, чтобы принести жертву богам – львиную долю запасов или домашнюю скотину.

Жрецы забирали дар, а взамен читали молитву, прося у бога исцелить священное животное. Убийство кошки каралось смертной казнью или огромным штрафом. Наказание определялось, исходя из статуса кошки – чем богаче ее владельцы, тем суровей кара. В своих летописях Диодор Сицилийский описывает случай самосуда над римлянином, случайно задавившим кошку.

Нетрудно представить, что означает кошка в Египте, устроившаяся посреди дороги. Геродотом описан случай, когда бесконечная процессия, продвигаясь к святилищу для воздаяния почестей, в течение четырех часов огибала усатую соню, отдыхающую на подходе к храму. Мурка, живущая в наше время, удрала бы мгновенно, едва заметив такое количество идущих на нее людей! Но священная кошка, привыкшая к подобострастному отношению, даже не поменяла позы.

Слепое почитание кошек египтянами само по себе стало притчей во языцех. Так, все члены семьи, в которой умирал питомец, должны были сбривать себе брови в знак скорби и траура. Ещё один факт, подтверждающий благоговение жителей Египта перед хвостатыми, известен благодаря Птолемею. Историк описал, как в VI веке до нашей эры воины правителя Персии Камбиза II пошли на хитрость, осаждая пограничный город Пелузий.

Убийство кошки и вовсе каралось смертью виновника, и спорить с этим законом не мог даже фараон. Так, по преданию, в 47 году до нашей эры один из римских воинов убил в Александрии кошку, за что местные жители устроили над ним самосуд. Птолемей XII Авлет, отец знаменитой Клеопатры, не смог отстоять котоубийцу.

На самом деле, это событие, даже если оно и не является историческим фактом, имеет весьма символическое значение. Ведь в это время Цезарь со своим войском уже подходил к берегам Нила, и совсем скоро в результате победоносной войны подчинил Египет власти Рима. В качестве одной из многочисленных провинций империи, древнее государство утратило своё могущество, а вместе с ним отошли в историю египетские божества, в том числе и богиня-кошка Баст.

Какие консервы вкуснее для кошек?

ВНИМАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ! Вместе со своей кошкой Вы можете в нём участвовать! Если вы живёте в Москве или Подмосковье и готовы регулярно наблюдать, как и сколько ест ваша кошка, а также не забывать всё это записывать — вам привезут БЕСПЛАТНЫЕ НАБОРЫ ВЛАЖНЫХ КОРМОВ.

Проект на 3–4 месяца. Организатор — ООО «Петкорм».

Хотите участвовать? Звоните!

7 (985) 904-64-16

КАК КОШКИ ПОПАЛИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЕГИПТА

Культ кошек в Древнем Египте существовал много столетий. Египтяне препятствовали распространению кошек  за пределы страны. Все египетские мурлыки с точки зрения закона являлись собственностью фараона. Поэтому вывести  кошку из страны означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением заслуживающим смертной казни.

Однако кошки в Европу всё-таки попадали: их крали и тайком вывозили хитрые финикийские купцы, торговавшие с Египтом. Они понимали, что за такой редкий товар можно получить очень высокую цену. В Грецию кошки, по-видимому, попали за полтысячелетия до нашей эры. А вот в Италии и Швейцарии мурлыки стали известны лишь во II или III веке после Рождества Христова.

Понравилось? Поделись с друзьями!

Источник

Ссылка на основную публикацию